Организация современной среды в средней группе детского сада

в соответствии с ФГОС (из опыта работы)

 

Организация развивающей предметно – пространственной среды содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей средней  группы и Программе, реализуемой в дошкольном учреждении. Для успешной реализации работа проводится в тесном контакте со всеми педагогами и специалистами МДОУ: психологом, врачом,  учителем-логопедом, вторым воспитателем, физкультурным и музыкальным руководителями. Предметная развивающая среда группы соответствует требованиям ФГОС, СанПиН 2.1.3684-24,специфики воспитания и обучения детей  подбирается с учетом принципа интеграции образовательных областей: по социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию. НОД проводится небольшими подгруппами по времени, соответствующему возрасту детей и СанПиН 2.1.3684-24. Задания даются сразу всем детям, но учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются и в ходе реализации других областей. Предметно –развивающая среда группы способствует реализации основных направлений развития детей: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Насыщенность групповой среды соответствует возрастным, индивидуальным, гендерным особенностям, возможностям детей и содержанию программы.

      В своей работе мы учитываем постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 1марта 2021 г.  «Об утверждении СанПиН 2.1.3684-24 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

 

 

Направление: Художественно—эстетическое развитие

В Центре «Творческая мастерская» для развития  детей находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры  и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

Удобное расположение рассчитано на одновременное пребывание небольшой подгруппы, которая во время работы может обменяться мнением и опытом. При организации центра учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).

Дети данного возраста нуждаются в позитивной оценке результатов деятельности (которая носит в большей степени мотивирующий характер). Поэтому в группе оборудовано место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.

 

 

Направление: Речевое развитие

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла,  рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.  В этом центре дети с удовольствием приобщаются  к словесному искусству, у детей  развивается  художественное восприятие  и эстетический  вкус

Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке имеются  фотография писателей, с творчеством которых дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее яркие иллюстрации.

 

 

Направление: Познавательное развитие

Центр природы или природный уголок служит украшением группы и местом для саморазвития дошкольников. У детей   формируются предпосылки экологического сознания, развивается  экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из    экологических проблем,  доступными ребенку.

В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены  макеты (пустыня, животный мир, аквариум, скворечник,  и т.д).

В холодный период года  мы с детьми создаем мини – огород на подоконнике. Это возможность живого общения детей с растениями.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который совмещён с центром природы. Задача данного центра -  развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений  об окружающем мире, что  обеспечивает успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка

 

В центре имеются коллекции камней, минералов, семян, крупы и т. д.. Педагогами группы подобран материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. 

 

 

Центр математики (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдается способности игр стимулировать развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

 

 

 В центре гражданственности размещается государственная символика родного города, Челябинской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Урала. В уголок родного края входит  художественная литература по краеведению, оформлен  альбом  «Мой город-Озёрск»», «Моя семья».

 

 

  Центр конструирования в группе  достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор  легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.

 

 

Музыкально - театрализованный центр — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Здесь размещаются ширма, различные виды театров (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый), маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.), которые используются детьми в свободной деятельности.

 

 

Направление: Социально-комуникативное развитие

Центр сюжетно – ролевых игр. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр.

 

 

Центр безопасности отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет  с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

 

 

Направление: Физическое развитие.

Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

 

 

Создание предметно-развивающей среды на участке.

Детский сад-  открытое пространство. На территории учреждения имеются спортивная площадка, плодовоягодник, выделено место для огорода и  пяти цветников. Каждая группа имеет свою веранду, где так же оборудованы центры разной направленности с учётом времени года. Летом на участке оборудовано место для игр с песком и водой, центр сюжетно- ролевых игр и центр «Здоровья»

 

На каждой веранде выделены центры:

1. Центр книги, грамотности и развития речи.

2. Центр ПДД и пожарной безопасности.

3. Центр конструирования

4. Центр науки, экологии и экспериментирования.

5. Центр изобразительной  деятельности.

 

Дети имеют возможность организовывать игры  на веранде и в дождь и укрыться от палящего солнца.

В холодный период года в распоряжении детей имеются:

спортивные игрушки  (мягкие мячи, обручи, клюшки)

атрибуты для подвижных игр (куклы в зимней одежде, мягкие игрушки, санки, машины)

оборудование для труда (лопатки, мётла)

На спортивной площадке проводятся физические занятия, утренняя гимнастика (с мая по сентябрь).

На огороде, дети приучаются к труду - садят лук, горох, зелень, поливают и пропалывают всходы, А  урожай уносят поварам   на пищеблок, для приготовления супов.

В цветниках дети наблюдают за первоцветами (ирис, гиацинт, тюльпан) двулетниками и многолетниками(георгины, пионы).

Таким образом, созданные условия на участке, веранде и территории способствуют разностороннему развитию детей.

 

 

Сайт создан 12.11.2013г.

Flag Counter